religioznik


Религиозник

Досужие мысли


Религиозник religioznik
Previous Entry Share Next Entry
Что такое религиозное сознание?

Запись опубликована в блоге Религиозник. Можно комментировать здесь или там.

Как по мне, то религиозное сознание – это вовсе не «вера в сверхъестественные силы». В конце концов для древних людей наличие в мире духов и богов было вполне естественным явлением: с их точки зрения, это был просто факт, а не предмет веры.
На самом деле, религиозное сознание возникает там, где появляются и насаждаются СВЯТЫНИ. А наличие святынь – верный признак присутствия религиозного сознания. Что такое «святыни»?

«Святыни» не подлежат никакой рациональной критике. От разума требуется «смириться» перед святынями.

«Святыням» следует поклоняться и беззаветно служить, не спрашивая при этом «зачем?» (хотя какое-то расхожее объяснение обычно всё же дается. Типа: «Христос умер за нас», «эту икону наши предки почитали», «тов. Сталин (или Советская власть, или Компартия) подарили нам счастливое детство» и т.д.).

Отвержение «святынь» или неправильное их почитание строго-престрого карается. Поэтому везде, где есть «святыни», появляются понятия «ереси», «мыслепреступления», «идеологического преступления».

Религиозное сознание вовсе необязательно оперирует идеей Бога или загробной жизни. Например, в СССР верить в то и другое было запрещено или, по меньшей мере, очень не одобрялось, однако сознание советского человека было насквозь религиозным. «Святая троица» в лице Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина, труды «классиков» как «священное писание» на которое нужно было всё время ритуально ссылаться, партийные и советские мероприятия, которым намеренно придавался характер сакральных действий, и, конечно же, культ «Великой Победы»…

Лица с религиозным типом сознания при случае могут поменять религию (из православия в коммунизм, потом снова в православие), однако вовсе без религии им жить невмоготу. А вот свободному человеку религиозное сознание абсолютно противопоказано.


соглашусь. Но и у атеиста вполне могут быть такие "святыни". Типичный пример - права человека.

Либерастия тоже имеет целый ряд признаков религии

скорее тут дело в наличии табуированных стереотипов в сознании. Предположу, что это органическое свойство разума.

Возникшее в ходе эволюции

ага, на этом свойстве построен весь процесс воспитания - некритичное усвоение детьми жизненных установок

Ну да, если бы все начали философствовать и подвергать сомнению устоявшиеся нормы, обществу тут же пришел бы конец.

скорее не философствовать, а подвергать критическому анализу устоявшиеся и вновь навязываемые стереотипы.

Поэтому такой анализ - удел немногих. С другой стороны, когда масса претензий к стереотипам достигнет критической величины, они рушатся. Тогда происходит революция, культурная или социальная.

ага, "Партия - наш рулевой"
- Партия, дай порулить(с)

Да, согласен и с обязательностью наличия "святынь" при оценке, является ли что-либо религией, и с тем, что есть тип мышления, когда религиозное сознание будет неизбежным.
Со свободным человеком и противопоказанностью для него религиозного сознания - здесь не всё так просто.
Вряд ли есть абсолютно и полностью свободные люди.

Владимир, не совсем, может, по теме вопрос.
Скажите, почему в христианстве принято врагов веры сжигать?
Это как костры инквизиции, так и "в обрубех" Никона.
Указание в Библии не проливать кровь?
Какое?
И почему именно костёр?

Абсолютно свободных конечно нет.

Про сожжения еретиков - вроде бы из Евангелия от Иоанна 15,5-6: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают".

Ага, спасибо!

Очередной раз по сути отождествляется вера и религия. Все ж таки игнорировать фактор сверхъестественного не следует. Вера в коммунизм, вообще вера в некое общественное обустройство общества (политика) и с другой стороны вера наличие *чего-то там* (например обретение веры как результат излечения/выздоровления) -- разные вещи.
И еще замечание. Святость, сакральность, да -- важные компоненты религиозного сознания. К этому стоит добавить веру в структурированность, иерархичность, *порядок*.

Да-да. Забыл упомянуть этот момент: восприятие мира как строго структурированного иерархического целого. Это важно! "Девять ангельских чинов" с Богом (генсеком) на вершине пирамиды.

Получается некоторое противоречие с заглавным постигом: сумма святынь предполагает некоторую системность и иерархию, что невозможно без осмысления и оценки.

Система разумеется есть: строго вертикальная и стратифицированная. А вот подвергать сомнению ее достоинства нельзя - это "ересь" или "мыслепреступление"

Для первобытного человека духи и табу вполне были святынями.

Не все духи были святынями, а вот табу - да! На то оно и табу.

А вот это действительно интересная особенность сознания, религиозного. В науке существует мнение, что особенностью архаического сознания является неспособность различение предметов, природы и идеального/умопостигаемого. Если это так (как для древнего человека так и для определенной части современных людей), можно ли говорить о наличии у них святынь. Огрубляя, можно ли говорить, что таковые способны на столь утонченную мысль как понятие святыня?

А святыня - это не уточнечнное понятие, как раз очень грубое.

?

Log in

No account? Create an account